ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Все дети уникальны. А все родители обожают рассказывать об их успехах, достижениях, спешат со всевозможными заботами и проявлениями любви. Подрастая, ребенок начинает постигать мир и одной из важнейших задач родителей становится научить их это делать. Иначе говоря, научить детей учиться. Сейчас стало модно (и это правильно!) не только применять в воспитании свой опыт и знания, но и использовать методики профессиональных детских психологов. Это очень помогает в развитии у детей творческих и мыслительных способностей. И понятие «зона ближайшего развития ребенка» прочно входит в воспитательный процесс.

ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Впервые это понятие в науку о психологии ввел Л.С. Выготский еще в 1930 году. После проведения экспериментов, и приведя их в качестве примера, он дал этому психолого–педагогическому термину определение – зона ближайшего развития. Открытие принято считать наиболее значимым из его работ в современной науке о детской индивидуализации обучающего процесса.

С самых ранних этапов развития малыш обзаводится каким-то умением или навыком. И до определенного возраста родители являются для ребенка едва ли не единственными учителями. Все свои знания ребенок получает исходя из тесного и постоянного контакта со взрослым.

занятия с ребёнком

Даже просто наблюдая за старшим поколением, малыш постигает определенные понятия о разного рода вещах. Сюда же относится совместная деятельность, занятия чем-либо. Получив определенные знания, ребенок начинает пытаться применить их на практике. Так вот, разница между прочно развитыми навыками и теми, что находятся в процессе освоения и называется «зона ближайшего развития».

КАКИЕ ЗАДАЧИ РЕШАЕТ ЗОНА?

В психологии существует еще одно понятие – зона актуального развития. Она включает в себя понятие о тех функциях и умениях, что уже освоены ребенком и он выполняет определенные задачи, не прибегая к помощи взрослого. Но дети стремительно растут и развиваются. То, что еще сегодня не делается самостоятельно, завтра станет выполняться без труда. И именно в зоне ближайшего развития выполняются те задачи, что самостоятельно решают дети пока неуверенно и нуждаются в помощи. То, что сегодня ребенок выполняет вместе со взрослым – завтра будет делать сам и обретенный навык из зоны ближайшего перейдет в зону актуального развития.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗОНЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

На самом деле, пользоваться зоной ближайшего развития в целях достижения гармоничного обучения достаточно просто. Допустим, в детском саду воспитатель дает детям задание чуть сложнее, чем вчера. Некоторые дети сделают его легко, кому-то понадобиться помощь.

воспитатель дает детям задание

По результатам такого маленького эксперимента можно четко определить, в какой зоне новый навык находится у детей. Применяя на практике этот метод, можно заниматься с отстающим ребенком дополнительно, тем самым решая важнейшую задачу: преодоление барьера незнания к знанию, что позволяет всем детям, без исключения обучаться новому с максимальным комфортом.

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ

Каждое самостоятельное действие, требующее умственных или физических усилий, подталкивает детское развитие. Понимать это крайне важно! Именно в этот момент совершается таинство обучения – когда ребенок открывает для себя что-то новое, учится чему-то!

Допустим, две мамы с детьми одного возраста гуляют на улице. У одной ребенок пытается самостоятельно забраться на качелю. Его мама, стоя рядом, страхует от падения и советует, как лучше ухватиться за перекладину. Ребенок второй мамы подошел к качели и требовательно протянул руки. Родительница тут же взяла его и усадила на сиденье. Мама первого малыша находилась непосредственно в зоне развития ребенка: она учила его делать это самостоятельно. Мама второго ребенка не помогала, она все сделала за него. Поэтому можно смело сказать, что способность самому забираться на качелю — не в зоне ближайшего развития второго малыша.

Подводя итог, можно сказать, что «зона ближайшего развития ребенка» – это процесс, недоступный ребенку для самостоятельного исполнения, но который он охотно выполняет при помощи взрослых. Назавтра помогать будет уже не нужно, становясь актуальной зоной, действие не нуждается в посторонней помощи.