УЧИМ ДОШКОЛЬНИКОВ ДНЯМ НЕДЕЛИ

На протяжении всего дошкольного возраста у детей формируется представление о структуре недели, как о промежутке времени, но осознанным знание становится только у старших дошкольников. Такая особенность обусловлена тем, что у них имеется определённый опыт, формируется логическое мышление, совершенствуются память, речь, пополняется словарный запас.

Чтобы дошколята получили чёткие понятия о днях недели, необходимо систематическое обучение, при отсутствии которого у них складываются отрывочные сведения об этом календарном отрезке. Нередко в начальной школе можно встретить школьников, не владеющих необходимыми знаниями о времени, что препятствует успешной учёбе.

Задача, которая стоит перед взрослыми, – учить детей правильно ориентироваться в структуре недели, как временном интервале, устанавливать его длительность, соответственно планировать свою деятельность.

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ?

Обучение дням недели начинается с младшего возраста. Хотя малыши ещё не владеют понятиями об этом временном промежутке, но в пассивном словаре закрепляются новые слова, постепенно переходящие в активную речь.

В педагогике разработаны эффективные приёмы по обучению ребят дням недели, главное, учитывать наглядное мышление и игровую деятельность малышей. Эту задачу выполняют наглядные пособия, например, разноцветные календари, которые развешиваются в разных местах комнаты и периодически рассматриваются вместе с ребёнком.

детский календарь дни недели

Педагоги рекомендуют «оживлять» их зарисовками возле каждой картинки значимых для детей событий: музыкальных или физкультурных занятий, праздников, экскурсий.

Можно использовать календарь с нарисованными животными, которые расположены по порядку. Дошколята могут поиграть, потрогать эти картинки, в непринуждённой обстановке закрепляя новые знания.

календарь с животными

Каждый день в соответствии с рисунком может иметь своё название. Например, в понедельник ‒ главным будет заяц-рукодельник, во вторник придёт петушок-задорник, среда ‒ хитрая лиса и т. д.

В роли наглядного пособия используется «лесенка-чудесенка» с семью ступеньками, показывающими постепенное убывание дней. Аналогично делается «цветик-семицветик», разноцветные лепестки которого помогают понять круговое движение времени. Хорошо зарекомендовал себя отрывной календарь, который учит считать и называть дни недели.

Надёжные помощники в работе ‒ родители, которые вместе с детьми могут делать интересные пособия и играть с ними дома. Например, смастерить с малышом паровозик-недельку, все вагончики-деньки которого имеют свой номер, название и раскрашены определённым цветом.

календарь паравозик-неделька

В них можно поселить любимые игрушки. А настенный или перекидной календарь станет домашним, если расписать все семейные события на каждый день.

Такие приёмы помогают уточнять название наступившего дня и проводить беседы для закрепления знаний:

Какой цвет у понедельника, вторника?

Дай название синему вагончику.

Что мы решили сделать в выходные?

Расскажи, что наступило сегодня, что было вчера, что будет завтра?

Обучающие игровые приёмы.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте ‒ игра, поэтому эффективными способами в обучении будут игровые приёмы. Так, для закрепления знаний используются подвижные игры, например, «Поймай мяч», когда взрослый, произнося разные слова, бросает мяч, а ребёнок ловит его только при назывании дня.

игра поймай мяч

В аналогичной игре дети встают в круг, по очереди бросая мяч друг другу и называя дни недели. Как вариант, можно усложнить задание, указывая дни в обратном порядке.

В упражнении «Слушай и выполняй! » водящий также говорит различные слова. Игроки, услышав названия дней недели, должны выполнить определённые движения: хлопнуть в ладоши, присесть, подпрыгнуть.

Игра «Мы едем, едем, едем! » заинтересует дошколят весёлой песенкой, поможет закрепить представление о недельной структуре. Стульчики с номерами от 1 до 7 ставятся «паровозиком», на них садятся дети. Ведущий называет каждого из них соответствующим днём, предлагает спеть песенку. По сигналу малыши встают с места и гуляют, потом также по сигналу правильно занимают своё место.

Закрепляются знания о свойствах недели в настольных играх «Лото», «Карточки», где ведущий озвучивает задание, а игроки показывают соответствующую картинку: с цифрой 1 ‒ понедельник, 2 ‒ вторник и далее. Как вариант, предлагается упражнение: «Разложи по порядку и перечисли дни недели».

Малышей можно заинтересовать любимыми игрушками. Это могут быть матрёшки, выстроенные по росту, кубики, сложенные лесенкой, на которой стоят мелкие предметы. Предложить детям посчитать матрёшек, ступеньки, дать название по дням недели, поиграть с игрушками.

ребёнок играет в матрёшки

ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ ‒ СПОСОБ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ О НЕДЕЛЕ

Результативны будут разнообразные приёмы творческой направленности. В детской литературе, на сайтах можно подобрать авторские стихи актуальной тематики, которые в рифмованной форме помогают запомнить структуру недели и её дни.

стихи для детей

Например, часто используются весёлые строчки стихов «Муха-чистюха», «Семь дней недели», «Мишка утром в понедельник…». Хорошо, когда дети сами сочиняют простые стишки, своё творчество они запомнят лучше всего, например:

«В понедельник мне с утра

В детский сад идти пора,

Ждут меня подружки,

Любимые игрушки.

А во вторник мы не ленимся,

С цифрами и буквами

Мы встретимся.

В среду, как всегда, у всех

Раздаётся звонкий смех.

Мы танцуем и поём,

Очень весело живём…».

Среди прочих приёмов используются показ мультфильмов с соответствующей тематикой, например, про паровозик Чух-Чух, про Тралика и Валика и другие; рисование на тему «Мой любимый день недели». В качестве обучающего приёма можно предложить загадки, заучивание пословиц, рассказы и сказки.

Эффективность работы зависит от деятельности взрослых, которые могут увлечь и заинтересовать дошколят новыми знаниями, правильно сформировать у них временные представления.