СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Изучая детскую психику, ученые выявили — развитие и формирование каких-то определенных знаний, умений и навыков происходит на конкретных возрастных этапах. То есть, не пройдя период речевого развития, ребенок не вступить в фазу, например социальной адаптации. Известный российский ученый Выготский Л.С. первым охарактеризовал эти моменты жизни ребенка, назвав их «Сенситивными периодами развития».

ЧТО ТАКОЕ «СЕНСИТИВНОСТЬ»

Латинский перевод «sensus» означает «чувство». То есть способность воспринимать мир вокруг, реагировать на происходящие события. Чувствительность каждого ребенка индивидуальна, у кого-то она выше, у кого-то ниже. Есть определенные факторы, оказывающие влияние на ее развитие:

— процесс воспитания и самовоспитания;
— наследственная предрасположенность;
— патологические отклонения нервной системы;
— окружающая обстановка;
— возрастная категория.

Все вкупе это оказывает существенное влияние на развитие. Разные уровни чувствительности, принятия окружающего мира позволило поделить путь формирования личности на определенные этапы. Их по своему определению бывает два – критические и сенситивные.

СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ

Уровень сенситивности (чувствительности) с возрастом претерпевает изменения, и определенному возрасту соответствует свой срок.
«Сенситивный период развития ребенка» по Выготскому – это ключевой момент развивающегося интеллекта, когда процесс становится стремительным, порой катастрофичным. В такой период ребенок наиболее готов к освоению каких-либо навыков и усвоению знаний.

сенситивные периоды

Одновременно организм претерпевает некоторые трансформации, что выражается излишней обидчивостью и душевной ранимостью. Подобные состояния случаются в разном возрасте и носят непродолжительный характер. Взрослое окружение в лице воспитателей или родителей не влияют на появление этих периодов. Но, зная об их существовании и умея правильно реагировать, можно с максимальной пользой применять их для успешного эволюционирования ребенка как личности.

ВОЗРАСТНЫЕ СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ

1,5 – 3 года.

Характерен активным пополнением словарного запаса. Очень чуткое восприятие к иностранным языкам. Прекрасное время развивать моторику ребенка.

3 – 4 года.

Знакомство с буквами, подготовка к овладению навыками письма. Осознание собственных мыслей и внятной, структурированной речи.

4 – 5 лет.

Ярко выраженный интерес к музыке и математике, активность в отношении письменных навыков увеличивается. Приходит понимание цветов, размеров, форм.

5 – 6 лет.

Физические возможности увеличиваются, ребенок учится управлять своим телом. Развиваются навыки адаптации к различным типам поведения окружающих. Появляется интерес к вежливой форме общения.

8 – 9 лет.

Способность восприятия иностранных языков повторяется. Приходит понимание культурных ценностей, развивается стремительными шагами воображение.

Согласно учению Выготского, эти периоды крайне важны в личностной эволюции ребенка. И, хоть перечисленные сенситивные этапы и происходят у всех детям без исключения, но время их проявления и длительность абсолютно индивидуальны. Кроме сенситивных периодов, Выготский выделяет три самых кризисных возрастных моментов. Это 1, 3, и 7 лет. В этом возрасте чувствительность детской психики крайне обострена, и дети нуждаются в особенном, повышенном внимании.

Со стороны взрослых должно быть четкое понимание, что полноценное развитие ребенка, развивающегося в гармонии с собой и окружающим миром неотделимо от широты его интересов. А детский возраст позволяет гораздо легче и естественнее проходить все этапы интеллектуального и физического развития, хотя взрослый человек так же продолжает развиваться практически на протяжении всей жизни.

ЭТАПЫ СЕНСИТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Каждый сенситивный период можно условно разделить на три составляющих:

— Начало процесса. Пренебрегая занятиями, можно упустить этот важный момент.
— Пик. Этот этап нельзя не заметить. Определенные успехи ребенка выражаются особенно ярко.
— Спад. Постепенное затухание активного освоения тех или других навыков ребенком.

Несколько общих понятий о сенситивных периодах

1. Сенситивные периоды развития для всех детей одни и те же.
2. Время прихода сенситивного периода индивидуально.
3. Если ребенок не сумел развить определенные навыки, характерные для текущего сенситивного периода, то постичь их в последующем временном отрезке между периодами будет весьма сложно.

этапы сенситивного развития ребенка

Родители и педагоги должны должны держать под контролем время прихода сенситивных периодов, чтобы в полной мере удовлетворить потребности в развитии на каждой стадии, и иметь для этого подготовленную базу. Проблема часто заключается в том, что распознать начало такого периода не всегда хватает опыта, терпения и понимания со стороны взрослых.