ПСИХОХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ-ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ И ПРИЗНАКИ ПРОЯВЛЕНИЯ

Для любого родителя самым главным в жизни ребенка является сохранение его физического и психического здоровья. Уже с первого года жизни малыш начинает активно постигать мир и развивать все новые и новые способности. Поэтому, если близкое окружение начинает замечать, что у ребенка в развитии имеются некоторые отклонения, необходимо обратить на это самое пристальное внимание. Реалии на сегодняшний день таковы, что диагноз «психомоторная задержка развития ребенка» ставиться гораздо чаще последние 20 лет.

ЧТО ТАКОЕ ЗАДЕРЖКА ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ-CИМПТОМЫ

Каждый ребенок с правильным и нормальным развитием обладает определенным набором способностей и навыков, присущих его возрасту. Здоровый малыш соответствует следующим среднестатистическим критериям:

— 2 месяца – узнает маму и улыбается ей;
— 3 месяца – начинает агукать;
— 5 месяцев – пытается самостоятельно перевернуться;
— 6 месяцев – начинает ползать, пытается сесть;
— 8 месяцев – активно играет игрушками;
— 11 месяцев – начинает ходить с помощью взрослых и лепечет.

В первый год жизни родители должны внимательно отслеживать степень развития общих навыков. Если ребенок заметно отстает от этих показателей, это говорит о психомоторном развитии (далее ПМР). И это повод немедленно бить тревогу.

ВИДЫ ОТСТАВАНИЯ В ПСИХОМОТОРНОМ РАЗВИТИИ

Отставание в ПМР в отдельных случаях может быть явлением совершенно естественным, обусловленным генетикой или индивидуальностью.

отставание в пмр

Подобные задержки проходят самостоятельно, не требуют медицинского вмешательства и абсолютно не опасны.

Но есть задержки развития, имеющие под собой почву патологического характера. Если в месячном возрасте малыш не держит голову вертикально, стоит задуматься о посещении педиатра и невропатолога.

ЗАДЕРЖКА ПМР УСЛОВНО ДЕЛИТСЯ НА ДВА ВИДА: НЕСПЕЦИФИЧЕСКАЯ И СПЕЦИФИЧЕСКАЯ

1. Неспецифическая, то есть доброкачественная. Нарушение в психике, речевом развитии и движениях, не связанное с патологией мозга. Этот тип задержки легко поддается коррекции с помощью медицины, а при создании благоприятных условий спокойно компенсируется без медикаментозного лечения.
2. Специфическая. Подобная патология связана с повреждениями головного мозга и ЦНС (центральной нервной системы). Этот вид задержки не проходит сам по себе и требует медицинского вмешательства. Специфическое отставание ПМР может иметь разные степени тяжести:

— I степень. Преимущественное нарушение двигательных и речевых функций.

— II степень. Задержка всех способностей ребенка в равной степени. При этом отставание от сверстников небольшое и стабилизируется в процессе лечения, хотя и может быть слегка замедленным в сравнении с детьми того же возраста.

— III степень. Разница в развитии со сверстниками составляет два и более возрастных периода и патологический процесс прогрессирует.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАДЕРЖКИ ПМР

Есть пять основных из многообразия существующих причин отставания психомоторного развития:

1. Инфекция. Детский организм, перенесший серьезное инфекционное заболевание, может дать сбой и перестроиться на неправильное развитие.
2. Социальный фактор. Так называемые неблагополучные семьи, не обеспечивающие малышу должного ухода и воспитания.
3. Нарушение в дыхательной и сердечно-сосудистой системе. Требует консультации специалиста и назначения лечения.
4. Наследственность или одно из хромосомных заболеваний: даунизм, синдром Патау, болезнь Эдвардса.
5. Асфиксия, полученная в результате родовой травмы, например при обвитии шеи пуповиной.

На самом деле причин возникновения отставания ПМР гораздо больше. Результатом их возникновения и возможностью устранения должен заниматься специалист, и чем скорее наступит лечение, тем благоприятнее прогнозы на восстановление норм в развитии ребенка.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Ранней профилактикой задержки ПМР станет создание максимально благоприятных условий для развития ребенка еще до его появления на свет, в процессе беременности матери. Следующим этапом станут благополучные роды без патологических отклонений и осложнений.

Задержка психомоторного развития, обусловленная как неспецифическими, так и специфическими причинами, требует как можно более скорого медицинского вмешательства.

Как правило, положительная динамика наблюдается после проведения развивающих занятий с детьми.

развивающиеся занятия с детьми

Длительный курс физиопроцедур в сочетании с массажем приносят хорошие плоды. Отличным средством профилактики станет остеопатия, при которой идет целостное изучение детского организма. Повышенное внимание при остеопатических процедурах придают циркуляции жидкости. Опытный остеопат, используя метод точечного надавливания параллельно массажным движениям, скажет о патологических отклонениях от нормы даже больше, чем специальные приборы. Нормализация циркуляции дает организму стабилизацию обмена веществ и полноценное питание.

Магнитотерапия. Метод лечения, способный запустить работу отдельных центров головного мозга, отвечающих за способности развития интеллекта, речевых функций, запаса слов.

Также медикаментозное лечение включает прием лекарственных препаратов. Некоторые из них – это биологически активные добавки для питания клеток головного мозга.
Главным условием успешного выхода на нормальный уровень развития ребенка станет своевременная диагностика и правильно подобранное лечение. Категорически противопоказано заниматься самолечением или вовсе пускать болезнь на самотек.
Только квалифицированные специалисты помогут малышу получить шанс вывести организм на уровень психомоторного развития, соответствующий его возрасту.