Как привить любовь к чтению?

Как привить любовь к чтению?Об этом задумывается перед школой каждый родитель. Вот неплохой опыт одной мамочки:

Моя дочь не умеет читать. Вы скажете, что в шесть лет учиться читать — рано. И будете, может быть, правы. Но не плохо, когда не знаешь, плохо — когда не хочешь знать. Вот и у моей дочурки нет никакого желания вглядываться в какие-то закорючки и тем более что-то там складывать. Сложить буквы в слог еще кое-как получается, но осилить целое слово — увольте. И самое печальное, что ей это не нравится. Ну, зачем, скажите, что-то там разглядывать, если рядышком есть мама, которая прочитает сказку не хуже заправского актера.

Вот посему-то я озаботилась задачей не просто, чтобы моя дочь научилась читать. С этим справится любой педагог, владеющий технологией такого обучения. Озадачилась я выработкой самой мотивации к обучению. Пока ребенок не поймет – зачем ему это, все родительские старания привить нужные навыки чаду будут вырабатываться в лучшем случае «из под палки», в худшем – можно надолго отбить охоту вообще к процессу обучения.

Как привить любовь к чтению, а не отбить охоту?

Даже если вы пообещаете ребенку вожделенную игрушку, собаку, велосипед и прочее, это не заставит его усилить свои старания. И это не вина детей, просто процессы произвольного внимания и усидчивости у них еще очень слабы. Поэтому здесь выход, как всегда, один – играть! Но будем играть в правильные игры, в те, которые помогут нам начать слышать звуки в слове, разбирать слово на звуки, узнавать похожие слова. Эти игры опробованы мной, и, главное, доченькой, на практике. Уже через несколько дней я увидела результат наших игровых экспериментов – дочке стало намного легче прочитывать короткие слова. И главное, она делает это с удовольствием. Теперь я точно знаю, что на занятиях по подготовке к школе она скучать не будет.

Итак:

1. На столе разложите 5-10 предметов на определенную букву и попросите ребенка назвать эти предметы. В следующий раз попросите ребенка уже самостоятельно выбрать предметы, которые начинаются на какую-то одну букву.

2. Помимо тренировки в написании букв, можно сделать эти занятия эффективнее, предложив ребенку написать любую букву с закрытыми глазами. Рисование с закрытыми глазами требует большей концентрации внимания и памяти.

3. Еще одна великолепная игра на тренировку мелкой моторики и памяти.
Вырежьте несколько букв из картона, поместите их в коробку. Затем попросите ребенка закрыть глаза и угадать букву наощупь.

4. «Что любит кукла».
К ребенку в гости пришла кукла. Она просит ее угостить чем-то на букву «П». Ребенок должен назвать еду на «П». Впоследствии игру можно усложнить: кукла называет не букву, а слово, например, «пирог». Ребенок должен услышать фонему и продолжить называть продукты на эту букву.

5. «Парные карточки
Для этой игры понадобится изготовить парные карточки с изображениями предметов, начинающихся на одну и ту же букву (например, мальчик – молоко, кот – корова). Вначале нужно брать небольшое число карточек, затем можно увеличить их количество. Разложите карточки лицевой стороной вниз. По очереди переворачивайте карты, если названия предметов начинаются с одной и той же буквы, играющий забирает карты себе. Выигрывает тот, у кого больше пар.

6. Дети очень любят подбирать рифмы к словам. Предложите ребенку закончить стихотворение, или просто подобрать рифму к любым несложным словам.

7. Закрепить соединение букв в слоги можно при помощи замечательной игры с цветными слогами.
Напишите для начала по два-три слога, начинающихся на одну и туже букву (например, ба-бо-бу, ва-во-ву, га-го-гу, и т.д.). Главное, чтобы каждая группа слогов имела свой цвет. Теперь поиграйте с ребенком в игру, кто быстрее найдет все слоги одного цвета и прочитает их. Для начала напишите слоги с твердыми гласными, затем с мягкими. Можно придумать сказки, как один слог пошел в гости к другому. И у них получилось какое-то слово. Для начала стоит брать простые двухбуквенные слоги. Впоследствии можно усложнить игру, добавляя третий слог или добавляя одиночную букву.

Ну, и напоследок, приведу список скороговорок, которые без сомнения понравятся детям, будут несложны в освоении дошкольниками, и помогут поставить на место все нечеткие и непослушные звуки речи. Скороговорки необходимо проговаривать в медленном темпе, постепенно убыстряя его.

Жук, жук, пожужжи. Где летаешь, расскажи.
У Зины много забот, заболел у зайки живот.
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Белые бараны били в барабаны.
Пекарь пек пироги в печи.
Три сороки-тараторки тараторили на горке.
У ежа — ежата, у ужа – ужата.
Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
В шалаше шесть шалунов.
Два щенка, щека к щеке, грызли щетку в уголке.

Надеюсь, вопрос о том, как привить ребенку любовь к чтению уже стоит не так остро? Читайте на здоровье!

Екатерина, мама будущей школьницы.